Среда, 20.09.2017, 00:49 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | ВыходПриветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

"Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды в совсем юные годы и никогда не жалел об этом."

 English

Каталог статей

Главная » Статьи » Конференция, посвященная Н.Г.Кузнецову » Тексты выступлений

Доклад контр-адмирала В.М.Апанасенко
В своих воспоминаниях "Крутые повороты" Николай Герасимович писал: "Мое назначение наркомом ВМФ совпало с периодом самого широкого разворота строительства флота. Тогда были приняты решения по созданию "крупного морского и океанского флота",.. большая судостроительная программа реализовалась полным ходом.”
Флагман 2-го ранга Н .Г. Кузнецов возглавил наркомат ВМФ 28 апреля 1939 года в 34 года. К этому времени в СССР уже в течении трех лет шла реализация утвержденной правительственным постановлением от 26 июня 1936 года грандиозной программы "крупного морского судостроения". В десятилетний срок для четырех флотов предполагалось построить 8 линкоров, 16 "малых" линкоров (фактически тяжелых крейсеров), 20 легких крейсеров, 17 лидеров, 128 эскадренных миноносцев и 344 подводные лодки. В течении последующих двух лет эта чрезмерно оптимистическая в отношении сроков выполнения и количества предлагавшихся к постройке кораблей программа неоднократно корректировалась, поэтому в 1938 году была принята новая, более реалистичная программа военного кораблестроения, получившая название "большой". Ее предполагалось выполнить к 1 января 1946 года.
Перед Н.Г. Кузнецовым стояла очень непростая задача. Он не принимал участия в разработке программы, кроме того непосредственные разработчики и руководители программы: начальник морских сил В.М.Орлов, его первый заместитель И.М.Лудри, начальник Главсудпрома Р.А.Муклевич к этому времени уже пали жертвами необоснованных репрессий. Новому наркому предстояло в короткий срок самому досконально разобраться в обоснованности решений, принятых по корабельному составу, оценить реальные возможности судостроительной промышленности.
6 августа 1939 г. Н.Г. Кузнецов представил Сталину, Молотову и Ворошилову переработанный вариант программы военного кораблестроения, которую планировалось выполнить в течении 1940-1947 годов. Всего предполагалось построить 6 линейных кораблей, 4 тяжелых крейсера, 21 легкий крейсер, 12 лидеров, 86 эскадренных миноносцев и 201 подводную лодку. В отличие от своих предшественников, полностью игнорировавших такой класс кораблей как авианосцы, Николай Герасимович хорошо представлял себе роль и место авианосцев в составе "большого морского и океанского флота", реальность серьезной угрозы для кораблей со стороны авиации, причины интенсивного строительства авианосцев для военно-морских сил ведущих морских держав во второй половине 1930 годов. По его инициативе в программу военного кораблестроения были включены два авианосца, однако, при корректировке программы в январе 1940 года авианосцы были исключены. Вскоре после начала Великой Отечественной войны 9 июля 1941 года наркомы ВМФ и Судпрома Н.Г. Кузнецов и И.И.Носенко доложили Государственному комитету обороны план кораблестроения на второе полугодие 1941 года, по которому приостанавливалась строительство линкоров типа "Советский Союз" , тяжелых крейсеров типа "Кронштадт" и легких крейсеров типа "Чапаев". Все возможности судостроительной промышленности мобилизовывались на постройку эсминцев, подводных лодок, охотников за ПЛ, тральщиков , торпедных катеров и бронекатеров. За годы войны судостроительная промышленность передала флоту 2 легких крейсера, 54 подводные лодки, 18 эсминцев и сторожевиков , 15 больших охотников за подводными лодками, 55 тральщиков и около 600 катеров. Несмотря на огромную загруженность оперативной работой по руководству ВМФ, Н.Г.Кузнецов уделял большое внимание обобщению опыта боевого применения кораблей всех классов , постоянно интересовался ходом текущего и перспективного проектирования.
В переломном 1943 году Н.Г.Кузнецов утвердил двухгодичный план проектирования кораблей для флота. Разработка ряда проектов начиналась заново с учетом опыта войны, новых воззрений на роль различных классов кораблей в вооруженной борьбе на море. Предлагавшиеся флотом тактико-технические характеристики были весьма высокими и ранее построенные корабли им не удовлетворяли. В октябре 1944 г. нарком ВМФ выступил перед И.В.Сталиным с обстоятельным докладом, посвященным оценке качества кораблей отечественной постройки. Он особо отметил следующие недостатки: неудовлетворительную мореходность эсминцев, сторожевых кораблей и больших охотников, недостаточную прочность корпусов эсминцев, плохую скрытность подводных лодок, слабость зенитного вооружения кораблей всех классов.
Несмотря на то, что корабли отечественной постройки в целом себя оправдали и достаточно успешно решали свои задачи, Н.Г. Кузнецов настаивал на проектировании новых кораблей, в максимальной степени учитывающих опыт войны, в то время как руководство Судпрома предлагало развивать довоенные проекты.
Вскоре после завершения Великой Отечественной войны нарком ВМФ адмирал флота Н.Г.Кузнецов представил на утверждение правительства проект десятилетнего плана кораблестроения на 1946- 1955 годы. В этом плане отразилась как новая военно-техническая политика, направленная по опыту войны на усиление легких сил флота, так и прежний курс на создание "большого морского и океанского флота". К 1 января 1956 г. ВМФ СССР должен был иметь: 4 линейных корабля, 6 больших авианосцев, 6 малых авианосцев, 10 тяжелых крейсеров, 30 крейсеров со 180-мм артиллерией, 54 легких крейсера, 132 больших эсминца, 226 эсминцев, 168 больших , 204 средних и 123 малых подводных лодок. Анализ опыта боевых действий на море во время Второй мировой войны, со всей очевидностью показал, что эпоха линейных кораблей как главной ударной силы флота прошла, поэтому их предполагалось строить в меньших количествах, чем по предвоенным планам. На первое место в корабельном составе выдвинулись авианосцы. Николай Герасимович считал первостепенной задачей создание авианосцев с истреби тельной авиацией, прежде всего для Северного и Тихоокеанского флотов, где они должны были существенно усилить ПВО эскадр надводных кораблей. К сожалению, передовые взгляды Н.Г.Кузнецова на роль авианосцев не нашли понимания у И.В.Сталина, идеалом которого оставался тяжелый крейсер. Решительно возражало против строительства авианосцев и тогдашнее руководство Наркомата судостроительной промышленности, постоянно ссылаясь на "неготовность" строить принципиально новые для отечественного флота корабли. Поэтому проект плана неоднократно подвергался корректировке, и из него были исключены сначала большие, а затем и малые авианосцы. В окончательный текст постановления о 10-летнем плане военного судостроения на 1946-1955 гг. авианосцы не вошли и работы по ним были свернуты.
Справедливости ради необходимо отметить , что в тех условиях нарком ВМФ не обладал всей полнотой власти при решении такого важного государственного вопроса как строительство флота. Н.Г.Кузнецов соглашался на строительство небольшого числа кораблей по старым проектам для оживления судостроительной промышленности, вместо этого промышленность буквально навязывала флоту большую серию морально устаревших эсминцев пр. 30-бис и продолжала строительство подводных лодок IX-бис и XV серий. Он категорически возражал против строительства тяжелых крейсеров, но его мнение было проигнорировано на самом высоком уровне и огромные средства были затрачены практически впустую на проектирование и строительство тяжелых крейсеров пр. 82 типа "Сталинград". Судостроительная промышленность, не желая быстро менять технологию, сумела отстоять строительство кораблей по морально устаревшим проектам.
В феврале 1947 года Николай Герасимович был назначен начальником управления ВМУЗ-ов в Ленинграде. Главной причиной опалы была его бескомпромиссная позиция в споре с промышленностью по вопросу строительства новых кораблей. Однако тайным и явным недоброжелателям этого оказалось мало и в январе 1948 состоялся так называемый "суд чести" над адмиралами Кузнецовым, Алфузовым, Степановым и Галлером. Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала и направлен на Дальний Восток.
Позднее Николай Герасимович с горечью писал: "...ни формально, ни по существу меня нельзя обвинить в тех кораблях, которые построены в период 1947 - 1951 гг. Программа была принята без меня и против моих предложений. Строительство велось в мое отсутствие... Но я уверен, что если бы были приняты мои предложения, то к 1952 - 1953 годам мы бы имели авианосцы, подводные лодки, десантные корабли,  крейсера, сильные в зенитном отношении, имели бы самые современные эсминцы."
Сразу же после назначения на пост военно-морского министра, в сентябре 1951 года Н.Г.Кузнецов представил И.В.Сталину обстоятельный доклад об отставании нашего флота от мирового технического уровня, необходимости начала работ по проектированию подводных лодок с атомными энергетическими установками (в США работы начались еще в 1947 году), форсированию работ по реактивному (по терминологии того времени) вооружению, реализации других неотложных мер по повышению боеспособности флота. Однако добиться рассмотрения в правительстве поставленных вопросов и принятия по ним соответствующих постановлений ему так и не удалось.
Летом следующего года Н.Г.Кузнецов вновь обратился к И.В.Сталину с докладом об основных недостатках вооружения и техники флота с конкретными предложениями по их устранению.
Среди недостатков надводных кораблей, переданных флоту промышленностью в послевоенные годы, особо отмечалась проблема обеспечения надежной защиты кораблей от средств воздушного нападения противника. Министр подчеркивал слабое зенитное вооружение наших кораблей, не соответствующее возросшим боевым возможностям авиации, низкие темпы разработки новых образцов ракетного оружия, автоматическою артиллерийского вооружения и радиолокации.
Уже после смерти И.В.Сталина в августе 1953 год Н.Г.Кузнецов представил министру обороны СССР Н.А.Булганину доклад, в котором изложил свои взгляды на задачи флота в случае войны и предложения по строительству новых боевых кораблей. Основными задачами флота он считал оборону страны с морских направлений от набеговых и десантных операций противника, высадку морских десантов для содействия приморским флангам фронта, проводку своих конвоев и нарушение коммуникаций противника.
В своем докладе Николай Герасимович особо подчеркивал, что без наличия авианосцев в составе ВМФ, решение основных задач флота обеспечено быть не может. Поэтому первостепенной задачей он считал создание авианосцев ПВО, без которых боевая устойчивость соединений надводных кораблей и развертываемых в океан подводных лодок будет невысокой. Одновременно Н.Г. Кузнецов поднимал вопрос о целесообразности создания в дополнение к авианосцам кораблей ПВО, которые должны были обеспечивать оборону соединений кораблей в море и военно-морских баз от средств воздушного нападения. Приоритетным условием дальнейшего развития крейсеров он считал повышение эффективности их вооружения, за счет скорейшего внедрения ракетного оружия: ударного и зенитного.
 К весне 1954 г. под руководством Н.Г.Кузнецова был подготовлен проект новой кораблестроительной программы на 1956-1965 годы. Наряду с созданием атомных подводных лодок и надводных кораблей с ракетным оружием, она предусматривала строительство авианосцев и десантных кораблей. Для обеспечения своевременного задела работ, предусмотренных проектом программы, Н.Г.Кузнецов еще в мае 1953 года утвердил ОТЗ на создание легкого авианосца проекта 85. По его инициативе ЦКБ-17 начало предэскизные проработки авианосца. Эскизный проект был выполнен, но пришелся он не ко времени - в СССР проводились интенсивные испытания ядерного и ракетного оружия, в том числе противокорабельного. В этих условиях Н.С.Хрущев считал нецелесообразным вообще строить крупные корабли, а тем более авианосцы и, несмотря на настойчивые попытки Н.Г.Кузнецова добиться продолжения работ, проектирование легкого авианосца проекта 85 в декабре 1955 года было прекращено.
В качестве первого этапа внедрения и освоения ракетного оружия на надводных кораблях флота, из-за отсутствия в то время ракетных комплексов ВМФ, проектом программы предусматривалось использование новых крылатых и зенитных ракет, создаваемых нашей промышленностью для береговой обороны ВМФ, а также для других видов вооруженных сил, доработанных для корабельных условий эксплуатации и боевого применения. Намечалось перевооружить подобным образом часть надводных кораблей основных классов, в том числе крейсера и эскадренные миноносцы, как находящиеся в строю, так и приостановленные постройкой из-за изменения взглядов высшего руководства СССР на роль крупных надводных кораблей.
В январе 1954 года Н.Г.Кузнецов добился правительственного решения о переоборудовании крейсера "Адмирал Нахимов" по пр. 67 ЭП для проведения экспериментальных пусков противокорабельной ракеты "Стрела". В ноябре того же года Главком ВМС утвердил задание на проработку перевооружения крейсеров пр. 68-бис зенитными ракетными комплексами С-75 "Волхов".
К сожалению, дальнейшие работы по созданию кораблей-ракетоносцев происходили уже без участия Николая Герасимовича. Его точка зрения на необходимость создания "сбалансированного" флота не была принята тогдашним руководством СССР. 8 декабря 1955 года Н.Г.Кузнецов был снят с должности, а 17 февраля следующего года снижен в звании до вице-адмирала и уволен в отставку.
Вскоре после смещения Н.Г.Кузнецова, руководство страны приняло решение о создании "ракетно-ядерного океанского флота". Главными родами сил были определены атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация берегового базирования. Крупным надводным кораблям отводилась вспомогательная роль, а авианосцы были объявлены "оружием агрессии".
Н.С.Хрущев, имевший самые поверхностные взгляды на сложнейшие вопросы создания современного флота, категорически утверждал, что "…подводные лодки могут решать все задачи, крупные надводные корабли не нужны, а авианосцы - "покойники". Только через три года после смещения Н.С.Хрущева и назначения министром обороны А.А.Гречко, под руководством С.Г.Горшкова началось создание предлагавшегося Н.Г.Кузнецовым сбалансированного по родам сил и классам кораблей флота, что нашло отражение в планах военного кораблестроения на 1971-1980 гг. и на 1981-1990 гг.
За это время было построено пять авианесущих кораблей, самый современный из которых - "Тбилиси" 4 октября 1990 г. получил новое имя: "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
За год до своей смерти Николай Герасимович с удовлетворением отмечал: "Теперь, когда пишутся эти строки, мои взгляды на различные классы кораблей оправдались. Вариант "сбалансированного" флота с подводными и надводными кораблями признан сейчас самым разумным."

При подготовке материалов по теме: "Программа строительства "большого морского и океанского флота” и деятельность Н.Г.Кузнецова по ее реализации” была использована следующая литература:

1. Кузнецов Н.Г. "Крутые повороты, Из записок адмирала” Москва, "Молодая Гвардия”, 1995 г.
2. Кузнецов Н.Г. "Накануне, Курсом к победе”, Москва, "Военное издательство" 1990 г. 
3. "История отечественного судостроения" том IV, СПб, "Судостроение" 1996 г. 
4. "История отечественного судостроения том V, СПб "Судостроение" 1996 г. 
5. Шитиков ЕА, Краснов В.Н. , Балабин В.В. "Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны.", Москва, "Наука", 1995г. 
6. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения "ГАНГУТ” 
- № 6. Статья Б.В.Тюрина "Артиллерийские крейсеры проекта 68”; 
- № 7. Статья А.М.Антонова "Первая атомная”);
- № 9. Статья В.Ю.Грибовского "На пути к "большому морскому и океанскому флоту”;
- № 11. Статья А.Б.Морина "ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”;
- № 14. Статья А.М.Васильева и А.Б.Морина "Зенитное ракетное перевооружение крейсеров проекта 68-бис”;
- № 15. Статья Ю.А.Рабинерзона "Перевооружение крейсера "Адмирал Нахимов”  ударным ракетным оружием по пр. 67 ЭП”;
7. Военно-технический альманах "ТАЙФУН” Выпуск № 2 (статья В.Ю.Грибовского "Отечественный флот на "крутых поворотах истории”).

Категория: Тексты выступлений | Добавил: glavkom (31.01.2014)
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа