Среда, 20.09.2017, 00:49 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | ВыходПриветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

"Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды в совсем юные годы и никогда не жалел об этом."

 English

Каталог статей

Главная » Статьи » Конференция, посвященная Н.Г.Кузнецову » Тексты выступлений

Доклад контр-адмирала И.И.Михеева
С каждым днём всё дальше в историю уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напряжённый предвоенный период и трудное послевоенное десятилетие. Именно в это время командование Военно-Морским Флотом страны было доверено Н.Г.Кузнецову - мудрому флотоводцу, человеку с необычной судьбой. Его плодотворная деятельность по руководству флотом на посту Народного комиссара ВМФ, Военно-Морского Министра, Главнокомандующего ВМС оценена по достоинству лишь недавно.
Сегодня, когда государство переживает сложный период своей истории, когда в ходе реформирования Вооружённых Сил проводятся серьёзные преобразования на флоте, возникает объективная потребность обратиться к опыту прошлых лет. В частности, к опыту совершенствования системы боевой подготовки в период командования Военно-Морским Флотом Н.Г.Кузнецовым.
Вступив в должность Наркома ВМФ в апреле 1939 года, Н.Г.Кузнецов ясно представлял роль и место боевой учёбы в обеспечении высокой боевой готовности флотов. Интенсивный рост флота потребовал быстрой, но тщательной подготовки как начальствующего, так и рядового состава. В тогдашних условиях осуществить это было особенно трудно. "Вырастить и воспитать умелых командиров и матросов сложнее, - вспоминал Н.Г.Кузнецов в книге "Курсом к победе", - чем построить корабли".
Оценивая состояние боевой подготовки, молодой Нарком сделал правильный вывод о необходимости быстрого изменения направленности боевой учёбы флотов от огневой подготовки, когда основной упор делался на отработку кораблями огневых задач, к тактической, когда основной формой боевой подготовки кораблей, соединений и частей становились тактические учения. По инициативе Н.Г.Кузнецова в структуре Главного морского штаба был создан орган управления боевой учёбой - управление боевой подготовки, что позволило Наркому через начальника ГМШ следить за ходом и уровнем боевой подготовки.
Война с Финляндией (03.11.39 – 12.03.40) показала, что в организации боевой подготовки флотов имеются серьёзные упущения. В своём приказе "О задачах ВМФ на 1940 год" от 03.01.40 Нарком ВМФ отмечал, что реальный боевой опыт показал низкую слаженность и взаимодействие сил в боевых действиях на море, недостаточную тактическую подготовку, значительные упущения в специальной подготовке экипажей, приводящие к большому числу катастроф, аварий, поломок по причине плохой эксплуатации.
Действовавшие курсы боевой подготовки подводных лодок и надводных кораблей были весьма несовершенны. Так, курс боевой подготовки подводных лодок (КПЛ-38) был излишне громоздким, что привело к такому состоянию дел, что в 1939 году в ВМФ не было ни одной ПЛ полностью отработавшей все задачи курса, а в 1940 году полностью отработали задачи курса лишь 4 подводных лодки (1 - ТОФ; 3 - ЧФ). Курсы подготовки надводных кораблей (КНК-37, НКН-39) предусматривали подготовку кораблей по типовым задачам, представлявших собой отдельные эпизоды боевой деятельности корабля и соединения в морском бою, что не отражало всей специфики боевой деятельности корабля (соединения). Курсов боевой подготовки маневренных соединений (иначе - разнородных) не существовало.
В связи с этими и другими факторами назрела необходимость серьёзной реорганизации, системы боевой подготовки. Свои указания по совершенствованию системы боевой подготовки Нарком Кузнецов излагает в Директиве от 19.1139 г. "О совершенствовании организации боевой подготовки ВМФ".
В директиве указывалось, что в Курсах боевой подготовки должен быть изложен полный перечень задач (тактических, огневых, борьбы за живучесть, технических), рассчитанных на отработку всех вопросов ведения боевых действий. Устанавливалось непрерывное проведение боевой подготовки в течение года, ежегодно начиная её от ранее достигнутого уровня.
Директивой предусматривались единые формы оперативно-тактической подготовки, которыми являлись: 
- тактические учения по задачам Курсов боевой подготовки одиночных кораблей, однородных соединений и разнородных тактических групп; 
- отрядные учения;
- маневры флота, которые в отличие от отрядных учений, проводились с проверкой реальной боевой готовности, охватывали все виды боевых действий и проводились в условиях максимально приближённых к боевым.
В Директиве указывалось, что состояние боевой подготовки корабля, части, соединения должно служить основным критерием для оценки деятельности командира по руководству боевой учёбой подчинённых.
Обеспечение боевой подготовки кораблей и соединений в предвоенный период являлось наиболее слабым звеном в её организации. Недостаточная оснащенность учебно-материальной базы в пунктах постоянной дислокации соединений не позволяла сформировать чёткую систему базовой подготовки личного состава, боевых расчётов и расчётов командных пунктов. Использование же штатного вооружения кораблей для систематической отработки практических навыков различных категорий личного состава ограничивалось выделяемыми лимитами технического ресурса. Всё это снижало эффективность и качество учебного процесса. По этому поводу на Главном Военном Совете по подведению итогов боевой и политической подготовке за 1939 год отмечалось, что недостаточная настойчивость комначсостава в развитии учебно-материальной базы и внедрении строгой системы береговой подготовки экипажей является одной из основных причин всех имеемых недостатков в боевой подготовке кораблей, частей и соединений.
В связи с этим, Народным комиссаром ВМФ принимались меры к развитию учебно-материальной базы обеспечения боевой подготовки. Так, в распорядительном порядке в 1939 году предусматривалось создание на всех флотах и флотилиях кабинетов артиллерийской и торпедной стрельбы. Наркомом ВМФ были даны указания о приспособлении списанных на слом кораблей для подготовки личного состава по борьбе за живучесть и оборудования на них учебных кабинетов. Были приняты меры к оснащению Военно-Морской академии и ВВМУЗов новой техникой и созданию на базе этих учебных заведений краткосрочных курсов для дополнительной подготовки комначсостава.
Для обеспечения боевой подготовки кораблей в море в качестве мишеней использовались корабельные щиты, старые корабли и катера волнового управления (радиоуправляемые).
В 1940 году технической комиссией Наркомата ВМФ в составе специалистов управлений кораблестроительного, технического, минно-торпедного, а также управления боевой подготовки была разработана пятилетняя программа развития учебной материальной базы и средств обеспечения боевой подготовки флотов. Она предусматривала переоборудование ряда старых кораблей и катеров под мишени, создание учебных кабинетов и комплектов учебной техники по различных специальностям, а также разработку различных средств имитации и другие вопросы.
Указания Н.Г.Кузнецова по реформированию системы боевой подготовки, опыт боевой учёбы флотов нашли отражение в документах, регламентирующих организацию и методику боевой подготовки, введённых в действие перед Великой Отечественной войной. К ним относятся: Курс боевой подготовки эскадренных миноносцев и лидеров (КЭМ-40); Курс боевой подготовки подводных лодок (КПЛ-41); Наставление по боевой подготовке Военно-Морского флота (НБП-41).
Следует отметить, что основа современной системы боевой подготовки была заложена в Наставлении по боевой подготовке 1941 года. Наставление определяло структуру, цели и задачи боевой подготовки, требования по организации и методике её проведения, особенности проведения БП по родам сил ВМФ и в военное время.
Документом предусматривалось:
- деление кораблей и батарей береговой обороны на первую и вторую линию в зависимости от уровня подготовленности экипажей, расчётов и порядок перевода из одной линии в другую;
- организация постановки задач, планирование боевой подготовки, порядок учёта, отчётности и контроля за проведением боевой учёбы;
- обеспечение боевой подготовки;
- формы планирующих и отчётных документов.
Требованиями Наставления по боевой подготовке предусматривалось, чтобы на каждом флоте и флотилии были определены районы боевой подготовки для военного времени и была установлена соответствующая организация и методика ускоренной БП военного времени для кораблей, соединений и частей не вошедших в состав боевого ядра флота. С переводом флота в готовность № 1 эта организация должна автоматически вводиться в действие.
Однако, указанный документ был введён в действие непосредственно перед войной (в мае 1941 года) и до её начала флоты не успели приступить к освоению и внедрению Наставления в практику боевой подготовки. В дальнейшем основные требования и конкретные указания по организации и методике боевой подготовки определялись приказами и директивами Наркома ВМФ.
Таким образом, в результате активной деятельности Н.Г.Кузнецова, кропотливой работы адмиралов и офицеров Главного морского штаба, командования и офицеров штабов флотов и флотилий в предвоенный период была создана достаточно стройная система боевой подготовки.
Война помешала завершить реформирование организации боевой учёбы, вследствие чего. органы управления и силы ВМФ оказались недостаточно подготовлены к проведению боевой подготовки в военное время.
Высокое напряжение сил по планам их боевого использования, утрата значительной части территории и прибрежных акваторий, постоянное интенсивное воздействие противника ограничивали возможность проведения плановой боевой подготовки в начальный период войны. Органы управления боевой подготовкой на флотах стали использоваться не по назначению. Вследствие чего, централизованное руководство боевой подготовкой было по существу утрачено. Наметилась тенденция к недооценке роли и значения боевой подготовки в решении боевых задач.
Всё это привело к тому, что с началом войны боевая подготовка стала носить случайный характер, а на отдельных флотах прекратилась вовсе. Исключение составляла лишь ускоренная боевая подготовка кораблей вступающих в строй и отмобилизованных судов, которая проводилась путём отработки краткого перечня задач для скорейшего ввода их в состав боеготовых сил. Необходимость проведения такой боевой подготовки определялось тем, что уже в первые месяцы войны в состав флотов было введено из резерва 165 боевых кораблей, призвано по планам отмобилизования 324 судна и 906 различных плавсредств, которые не имели кадрового состава и требовали подготовки к ведению боевых действий.
Отсутствие на соединениях, кораблях и в береговых частях качественной боевой подготовки к решению поставленных задач снижало их реальную боевую готовность и отрицательно сказывалось на результатах выполнения этих задач.
Недостаточная подготовленность экипажей кораблей и самолётов являлось одной из главных причин высокой аварийности в ходе их боевой деятельности. Так только в результате навигационной аварийности на флотах в период с августа по сентябрь 1941 года, погибло три торпедных катера и выведено из строя на продолжительное время 18 кораблей.
Обстановка требовала в кратчайшие сроки установить такую организацию боевой подготовки, которая отвечала бы реальным условиям военного времени. Эта задача была оперативно решена. Уже 9 августа 1941 года Народный комиссар отдаёт приказ "О боевой подготовке ВМФ СССР на военное время”, а 13 декабря 1941 года Директиву "Об организации боевой подготовки в военное время".
Документами предусматривалось повседневное проведение боевой подготовки соединений, частей и кораблей с учётом складывавшейся боевой обстановки и планов использования сил.
 Командирам соединений и кораблей предоставлялась полная инициатива в определении тематики и сроков отработки мероприятий боевой подготовки, исходя из фактической потребности и готовности кораблей к предстоящим боевым действиям. Обращалось внимание на необходимость закрепления опыта боевых действий. При этом, оценка уровня боевой подготовки определялась не количеством отработанных задач и полученных баллов, а фактической готовностью кораблей и соединений к решению предстоящих боевых задач.
Таким образом, безусловная заслуга командования ВМФ в организации боевой подготовки военного времени заключалась в предоставлении подчинённым инициативы. Это позволило организовать боевую учёбу на флотах, сообразно складывающейся обстановки на театрах военных действий, что позволило добиваться наибольшей эффективности боевой подготовки в конкретных условиях.
Так, на Черноморском флоте, начиная с 1942 года было установлено суточное планирование боевой подготовки, которое осуществлялось отделом БП с участием представителей штабов соединений. В суточный план включались мероприятия боевой подготовки, связанные с выходами кораблей в море и выделением различных средств обеспечения. Контроль за выполнением плана осуществлялся через оперативного дежурного флота. В штабах соединений планирование осуществлялось на месяц и неделю.
На Балтийском флоте в основу организации боевой подготовки было положено проведение её по периодам. Поэтому, в штабе флота боевая подготовка планировалась на зимний и летний периоды, уточнение мероприятий боевой подготовки проводилось на недельном планировании. В штабах соединений дополнительно осуществлялось месячное планирование.
На Северном флоте с началом войны отказались от месячного планирования. В штабе флота было организовано еженедельное подведение итогов боевой подготовки, в ходе которого определялись основные мероприятия плана на следующую неделю. Мероприятия недельного плана уточнялись в суточном плане боевой подготовки флота. Такой же порядок планирования был установлен на соединениях и кораблях. В штабе флота было налажено постоянное взаимодействие отдела боевой подготовки с оперативным отделом, благодаря которому, планирование боевой подготовки на соединениях и кораблях всегда осуществлялось с учётом ближайших боевых задач.
Усилиями адмиралов и офицеров Главного морского штаба, командования штабов флотов, лично Н.Г.Кузнецова в 1942 году удалось сформировать систему боевой подготовки военного времени.
Начиная с 1943 года повышение, активности наступательных действий фронтов с последующим переходом Красной Армии к всеобщему наступлению и освобождению занятой противником советской территории способствовали дальнейшей стабилизации и нарастанию темпов проведения боевой подготовки в окончательно сложившихся организационных формах военного времени. В практику боевой подготовки флотов всё настойчивее стала внедряться боевая подготовка непосредственно к предстоящим операциям и боевым действиям, которая уже к началу 1944 года стала неотъемлемой составной частью плана каждой операции.
Внедрение в практику боевой учёбы систематически проводимых учений по боевому управлению и тренировок штабов на командных пунктах в значительной мере способствовало повышению уровня подготовленности органов управления. С улучшением обшей оперативной обстановки на театрах военных действий в 1944 году Н.Г.Кузнецов, теперь уже адмирал флота Нарком и Главнокомандующий Военно-Морскими силами, требовал в ходе боевой подготовки основное внимание уделять отработке тактики и организации взаимодействия разнородных соединений и тактических групп. При этом, попутно отрабатываемые задачи одиночного корабля не должны были служить тормозом в подготовке соединения (тактической группы) в целом.
Опыт боевой деятельности различных классов кораблей позволил соответствующим образом изменить организацию их боевой подготовки. В период Великой Отечественной войны в практику боевой подготовки были внедрены: Курс боевой подготовки канонерских лодок (ККЛ-42); Курс боевой подготовки малых морских охотников; Курс боевой подготовки торпедных катеров (КТК-44).
Главным морским штабом по мере надобности вносились изменения в документы, определявшие содержание боевой подготовки. В 1944 году на соединения поступили дополнения к Курсу боевой подготовки надводных кораблей (КНК-39) и Курсу боевой подготовки эскадренных миноносцев и лидеров (КЭМ-40).
По итогам боевой учёбы 1944 года Н.Г.Кузнецов в приказе от 27.12.44 г. сделал вывод, что планирование и организация боевой подготовки стали более чёткими и отвечали задачам боевой деятельности флотов и флотилий. На завершающем этапе войны на флотах появилась тенденция легковесного отношения к боевой подготовке, наступила некоторая "эйфория победителей". В этих условиях Главный морской штаб, управление боевой подготовки свои усилия сосредоточили на закреплении достигнутого уровня боевой выучки личного состава и его дальнейшем повышении.
В апреле 1945 года Нарком - Главнокомандующий ВМС в приказе "Об итогах боевой подготовки за зимний и задачах на летний период" вскрыл серьёзные недостатки в боевой учёбе. В частности, отмечалось, что не везде была использована благоприятная обстановка для более широкого развёртывания боевой подготовки и повышения её качества. Без должной настойчивости выполнялись предусмотренные планом задачи, срывались некоторые выходы в море. Не везде ещё внедрялся накопленный в ходе войны боевой опыт, порой он утрачивался даже на тех кораблях, где был ранее получен и обобщен. Многие учения с фактическим применением оружия проводились в упрощённых условиях. В дополнений к приказу Главный морской штаб издал указания и потребовал от штабов флотов и флотилий улучшить руководство боевой подготовкой.
Нетрудно заметить, что взгляды Н.Г.Кузнецова на пути совершенствования боевой подготовки во многом созвучны современным требованиям повышения эффективности боевой учёбы.
Военно-Морской Флот к концу войны приобрёл богатый боевой опыт. Успехи флота в ходе Великой Отечественной войны во многом определялись правильными взглядами командования на роль и место боевой подготовки в условиях военного времени, что позволило добиться высокой боевой выучки сил и штабов. Благодаря настойчивости, творческой активности, высокой компетентности Наркома Кузнецова, офицеров и адмиралов Главного морского штаба, командования и штабов флотов и флотилий удалось в сравнительно короткий срок организовать активную боевую подготовку в сложных условиях военного времени.
После войны Николай Герасимович приложил много сил и энергии по дальнейшему развитию Военно-Морского Флота. Наращивание его боевой мощи он видел в строительстве сбалансированного по составу флота, во внедрении новых образцов оружия и военной техники, совершенствовании системы боевой учёбы. Совершенствование системы боевой подготовки в послевоенное десятилетие проходило в сложных, порой противоречивых условиях, связанных с возрастающей напряжённостью международных отношений, необоснованными решениями по изменению организационной структуры ВМФ, массовой демобилизацией командного и рядового состава, имеющих боевой опыт, вступлением в состав флотов кораблей, обладающих более совершенными тактическими свойствами.
В послевоенные годы, вплоть до 1954 года, основными руководящими документами, регламентирующими организацию боевой подготовки на флотах были Наставление по БП 1941 года, его требования, начиная с 1949 года уточнялись ежегодными Организационно-методическими указаниями по боевой подготовке, а также соответствующие курсы боевой подготовки.
В феврале 1947 года, по ложному обвинению, Н. Г. Кузнецов был снят с должности Главнокомандующего ВМС и до 1951 года проходил службу на различных должностях. С июля 1951 года до конца 1956 года он снова возглавляет ВМФ, вначале в должности Военно-морского министра, а затем, с 1953 года опять в должности Главнокомандующего ВМФ - Заместителя МО СССР. В этот период командования Военно-Морским Флотом Николай Герасимович, наряду с решением других задач, большое внимание уделял формированию такой системы боевой подготовки, которая бы обеспечивала эффективную боевую учёбу создаваемого океанского ракетно-ядерного флота.
Реализация этой задачи была осуществлена путём разработки ряда новых руководящих документов, регламентирующих организацию и методику боевой подготовки соединений, частей и кораблей флота. В этот период были введены в действие: руководство по боевой подготовке (РБП ВМФ-54); Курсы боевой подготовки крейсеров (ККР-52, ККР-56), эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей (КЭМ и СКР-56), тральщиков (КТЩ-56), охотников за подводными лодками (КОПЛ-52, КОПЛ-56), подводных лодок (КПЛ-52, КПЛ-55), а также курс боевой подготовки нового класса кораблей - десантных (КЛК-52).
Середина пятидесятых годов - это именно то время в истории совершенствования организации боевой подготовки Военно-Морского Флота, когда закладывались основы ее современной системы. И в этом большая заслуга принадлежит Н.Г.Кузнецову.
История развития организации и содержания боевой подготовки убедительно свидетельствует, что любую действующую систему боевой подготовки нельзя считать верхом совершенства. Она лишь этап перехода от одной организации к другой, более совершенной, отвечающей новым требованиям к уровню боевой выучки. При этом новая система должна базироваться на положительном опыте боевой учебы прошлых лет. Следует отметить, что в боевой подготовке последних десятилетий мы незаслуженно забываем опыт проведения боевой учебы в ходе Великой Отечественной войны. На учебных мероприятиях по подготовке органов управления следует уделять внимание отработке штабов соединений и объединений флота по управлению боевой подготовкой сил в условиях военного времени и в угрожаемый период. Опыт проведения военных игр в структурах органов боевого управления объединений и соединений флотов, предназначенных для управления боевой подготовкой в условиях военного времени, а также разработки на флотах организации управления ею, исходя из спецификации условий.
Сегодня, в условиях нестабильного мира на планете наша боевая учеба должна обеспечить поддержание высокой боевой готовности сил и войск флота.

Список использованной литературы:
1. Кузнецов Н.Г., Крутые повороты: из записок адмирала. М. 1995 г.
2. Кузнецов Н.Г., Курсом к победе. М. 1989 г.
3. Кузнецов Н.Г., На флотах боевая тревога. М. 1971 г.
4. Михайлов Л.Н., Опальный флагман. СПб. 1995 г.
5. Чернавин В.Н., Оперативная и боевая подготовка ВМФ накануне и в годы Великой Отечественной войны. Военно-исторический журнал № 7, 1984 г.
6. Чернавин В.Н., Жизнь, посвященная флоту. Военная мысль № 12, 1988 г.
7. Русский архив: Великая отечественная т. 12, М. 1997 г.

Категория: Тексты выступлений | Добавил: glavkom (31.01.2014)
Просмотров: 615 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа