Среда, 20.09.2017, 00:49 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | ВыходПриветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

"Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды в совсем юные годы и никогда не жалел об этом."

 English

Каталог статей

Главная » Статьи » Конференция, посвященная Н.Г.Кузнецову » Тексты выступлений

Доклад контр-адмирала Л.Г.Сидоренко
Известно, что восстановление и развитие отечественного ВМФ в 20-е 30-е годы находилось в ведении Наркомата обороны, а руководство ВМФ привлекалось лишь для консультаций по частным вопросам. Наркомат обороны, состоящий главным образом из представителей Красной Армии, глубоко убежденных в том, что флот в военной организации советского государства заметной роли играть не должен. 'Этим видимо, объясняется то, что план развития Военно-морских сил (ВМС) РККА 1933-1937гг. был выполнен лишь на 37%. Обстановка диктовала необходимость уточнения структуры управленческого аппарата и более четкого распределения функций ВМС.
В том же духе формировались взгляды командования ВМС, целиком зависевшего от линии проводимой Наркоматом обороны и Генеральным штабом Красной Армии. Об этом свидетельствовали факты, и в частности, отсутствие в высшем руководстве ВМС ясных представлений относительно направлений строительства и общей идеи применения будущего "большого флота".
Николай Герасимович вспоминает: "…позднее Л.М.Галлер рассказал мне об одном совещании, состоявшемся в 1936 или начале 1937 года. Командующих флотами пригласили в правительство, но о чем пойдет речь, они узнали только в кабинете И.В.Сталина. Там были поставлены вопросы: какие корабли и с каким вооружением строить? С каким противником скорее всего придется встретиться этим кораблям в боевой обстановке? Командующие флотами единодушно высказались за строительство подводных лодок. Когда речь зашла о надводном флоте, их мнения разделились. "Вы сами еще не знаете, что вам нужно", - якобы заметил И.В.Сталин”.
 Однако и после этого высшие должностные лица флота так и не смогли разработать формы и способы применения сил, соответствующие новому этапу его развития. Исключением не стал даже начальник Морских сил В.М.Орлов, который сорвал выполнение указаний И.В.Сталина по развертыванию советской корабельной группировки в Средиземное море, главным образом потому, что так и не понял исключительной важности этой политической и военно-стратегической задачи (РГА ВМФ. ф.р. – 1483, оп.3, д. 244, л. 1 -3, 6 об.)., к решению которой ВМФ возвратился в середине 60-х годов.
Образование самостоятельного Наркомата ВМФ, руководство которого получило право непосредственного обращения в Политбюро ЦК ВКП(б), в Комитет обороны и СНК СССР, устраняло решающее условий для отрицательного влияния командования Красной Армии на строительство ВМФ (РГА ВМФ. ф.р 1678, оп.1, д.10, л.45).
15 января 1938 года на Наркомат ВМФ была возложена задача по обеспечению строительства и подготовки ВМФ. На него возлагалось участие в подготовке планов развития ВМФ и родов его сил, обоснование общих требований к разработке тактико-технических заданий на проектирование боевых кораблей, вспомогательных судов, образцов вооружения и боевых средств флота, а также требований к оборудованию морских театров и строительству береговых сооружений.
Одновременно развернулась подготовка проектов сводных годовых планов по кораблестроению и производству морских вооружений, началась разработка требований и тактико-технических заданий на проектирование кораблей, систем оружия и технических средств флота.
Проект программы начал разрабатываться в 1937 г. при начальнике морских сил В.М.Орлове, над ней работали М.В.Викторов, Народный комиссар ВМФ П.А.Смирнов, представивший ее окончательный вариант в Правительство. По мнению Николая Герасимовича Кузнецова эта программа была в основном сбалансирована по классам кораблей. В ней роль основной ударной силы отводилась линкорам и тяжелым крейсерам, огромное значение придавалось подводным лодкам и торпедным катерам. Однако, увлечение линкорами и тяжелыми крейсерами в условиях наших ограниченных морских театров и вытекавших из этого задач было неоправданно. В этом Н.Г.Кузнецов видел основную ошибку в большой судостроительной программе.  (Н.Г.Кузнецов. Накануне. Курсом к победе. М. Воениздат, 1991 г., с. 239, 241)
 Вступив в должность Наркома ВМФ Николай Герасимович Кузнецов с первых шагов ощутил свою персональную ответственность за строительство отечественного флота. Он делает попытки поставить перед Правительством вопрос о необходимости всестороннего научного обоснования программы строительства Военно-Морского флота, тесно увязывая ее с задачами военного времени. В своих воспоминаниях он пишет: "Нередко мне задавался вопрос: насколько большая судостроительная программа, начатая в 1938 году, была увязана с оперативными планами и соответствовала требованиям военно-морского искусства того времени? ... что побудило Правительство принять именно такую судостроительную программу? Она не без оснований вызывала .ряд критических замечаний как в ходе войны, так и в последующие годы". ( Н.Г.Кузнецов. Накануне. Курсом к победе. М. Воениздат, 1991 г.) 
Мысль о долгосрочном плане строительства кораблей зародилась в центральном аппарате ВМС еще в двадцатых годах стали вырисовываться и первые наметки такого плана. В середине тридцатых годов обсуждалась роль флота и значение кораблей различных классов.
Н.Г.Кузнецов понимал, что в основе строительства флота должны лежать определенные руководством страны роль и место ВМФ в системе вооруженных сил государства, его задачи в вооруженной борьбе, а также назначение его родов сил. При этом для различных морских театров преимущественное развитие должны получать те рода сил, которые способны наиболее эффективно решать основные задачи, стоящие перед флотом. 
Определения количественного и качественного состава флота было возможно только на основе глубокого научного анализа всех предпосылок, объективно влияющих на направленность его строительства. Такой анализ является предметом военной науки, охватывающей такие важнейшие ее области, как военно-морское искусство, история и военно-морская техника. Основными факторами, определяющими изменения направленности строительства флота служит общеполитическая обстановка, возможности экономики и рост военно-экономического потенциала страны, развитие отечественной и зарубежной науки и техники, изменение задач, возлагаемых на флот.
Из всех этих факторов главными являются задачи, поставленные перед флотом политическим руководством, и уровень экономики страны, в первую очередь возможности судостроительной, приборостроительной, авиационной и других отраслей промышленности, привлекаемых к строительству кораблей, самолетов, оружия и боевой техники.
Ошибочно пытаться создавать флот по образу и подобию даже самой сильной морской державы и определять потребности в строительстве кораблей для своего флота, руководствуясь только количественными критериями и соотношениями корабельного состава. Каждая страна имеет специфическую потребность в морских силах, и только эта потребность, определяемая задачами флота, может служить основанием для развития родов сил, классов кораблей и оружия.
Научные исследования и конкретные научно обоснованные выводы в максимальной степени помогают избежать ошибочных субъективных решений, касающихся развития флота, дают возможность сосредоточить усилия конструкторской и инженерной мысли, а также материально-технические затраты на создание оптимальных сил и боевых средств, способных с наименьшими потерями добиться большего эффекта в решении свойственных им задач.
По указанию Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г.Кузнецова Военно-морская академия приступила к разработке проекта Наставления по оперативному использованию ВМФ. К этому времени преподавательским составом академии был издан ряд научных трудов по теории военно-морского искусства, разработаны важные руководящие документы по вопросам оперативно-тактического применений флота, в том числе труд "Ведение морских операций" в двух частях.
С 7 по 12 октября 1940 г. под руководством зам. Наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова было проведено совещание руководящего состава центрального аппарата ВМФ и профессорско-преподавательского состава военно-морской академии. Участники совещания заслушали и обсудили доклады: "Опыт современных морских операций", "Опыт использования подводных лодок", "Использование ВВС в морских операциях", "Вопросы общей тактики в войне" и "Совместные операции на море".
Выводы и предложения, внесенные участниками совещания были учтены при доработке проекта Временного наставления по ведению морских операций (НМО-40). Приказ о введении в действие этого Наставления обязывал требования и рекомендации Наставления "положить в основу...как оперативной, так и тактической боевой деятельности Военно-Морского Флота..." (РГА ВМФ, ф. Р- 1579,оп. 1, д. 192, л. 1-7, ЦВМА, ф.79, д. 33558, л. 63).
После ввода в действие НМО-40 оперативно-тактические взгляды на применение сил отечественного ВМФ приобрели научно обоснованную форму, став теоретической основой стройной системы боевых руководящих документов. Особое внимание в этот период уделялось штабным тренировкам и военным играм, которые Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов и начальник Главного морского штаба адмирал И.С.Исаков считали одной из важнейших форм оперативной подготовки.
Большое внимание Нарком ВМФ уделял разработке вопросов морской тактики. В 1939 г. изданы "Наставление по боевой деятельности подводных лодок” (НПЛ-39), "Руководство по тактике шхерных флотилий”, откорректирован ряд действующих наставлений по боевой деятельности различных классов кораблей. В 1940 г. был издан труд "Введение в общую тактику”. В нем дано глубокое обобщение теоретических взглядов на современный морской бой, рассмотрены разнообразные условия, в которых он проводится. Вышли труды по тактике подводных лодок: "Ночные действия подводных лодок”, "Тактика подводных лодок” и др. Весной 1941 г. Военно-морской академией были опубликованы работы "Тактика военно-воздушных сил ВМФ”, фундаментальные труды по различным направлениям военно-морской теории: "Маневрирование”, "История военного кораблестроения”, "Курс гидроакустики”, "Военно-морской международно-правовой справочник” и ряд других.
Одной из главных черт стиля деятельности Н.Г.Кузнецова в годы войны было обобщение и внимательное изучение опыта войны на море. В январе 1943 г. в составе Главного морского штаба был создан отдел по изучению и обобщению опыта войны. В его состав входили четыре отделения (по флоту, по военно-воздушным силам, береговой обороне и сухопутным войскам, редакционно-издательское). Отделом издавались бюллетени с обобщением опыта боевых действий. В течении 1943-1945 гг. было издано около 100 различных материалов по вопросам оперативного искусства, общей тактике ВМФ, тактики родов сил флота и использования морского оружия. С 1943 г. под руководством ГМШ ВМФ стали выходить оперативные бюллетени штабов флотов, которые также использовались для подготовки офицеров на опыте боевых действий.
Многие проблемы военно-морского искусства пришлось решать заново. Коренным образом были пересмотрены основы подготовки и ведений десантных операций. В них даны конкретные рекомендации по организации управлениям и взаимодействия привлекаемых сил, обязанности и взаимоотношения должностных лиц, подробные рекомендации по организации связи, инженерного и материального обеспечения, разведке, оперативной маскировке и другим мероприятиям по обеспечению необходимых условий для успешного ведения этих действий. Рекомендованы новые формы оперативного построения сил оборонительного района военно-морских баз.
Проводимые исследования позволили внести существенные коррективы в изданные до начала войны руководящие документы по организации содействия приморскому флангу сухопутных войск. Уточнены и довоенные взгляды на основы применения родов сил флота в борьбе на морских коммуникациях, больше внимания уделялось отработке взаимодействия подводных лодок с другими родами сил. В конце 1942 года было введено в действие новое "Наставление по боевой деятельности подводных лодок”, был исследован и опубликован "Опыт дневных торпедных атак подводных лодок”, исследовался и обобщался опыт качественного совершенствования форм и способов применения морской авиации, бомбометание с пикирования и топ-мачтовым способом, приемов высотного и низкого торпедометания, постановок донных неконтактных мин и других. Все это нашло отражение в боевых руководящих документах изданиях по распространению опыта войны.
Дальнейшее развитие получила тактика противоминных действий, организация противоминной обороны (ПМО) военно-морских баз и корабельных соединений в море.
Весомый вклад в практическое решение ключевых проблем военно-морского искусства и творческое освоение опыта боевых действий внесла в годы войны Военно-морская академия. Ее командование поддерживало постоянную связь с действующими флотами, обеспечивая выполнение плановых научно-исследовательских работ.
За годы войны только профессорско-преподавательским составом командного факультета было разработано 130 научных трудов. Основная часть этих исследований была проведена по указанию Наркома ВМФ и руководства Главного морского штаба. Наиболее актуальные материалы публиковались в "Трудах академии" (Морской сборник. 1977 г. № 5, с. 25-31).
С окончанием ВОВ основным направлением деятельности Н.Г.Кузнецова и центральных органов управления Наркомата ВМФ стало решение комплекса задач по обоснованию, разработке и согласованию первой послевоенной программы строительства флота, рассчитанной на 10 лет.
По мнению Наркома ВМФ в 1945-1947 гг. следовало завершить достройку серийных легких крейсеров, подводных лодок и боевых катеров, а также проектирование новых линкоров, тяжелых крейсеров и авианосцев.
Представляя на решение Государственного комитета Обороны предложения относительно послевоенного развития ВМФ, Н.Г.Кузнецов, несомненно, принимал во внимание то, что проектно-конструкторские организации и судостроительная промышленность страны не имели опыта проектирования и строительства авианосцев, а ВМФ - кадров для комплектования их экипажей и, в особенности, летного состава для палубной корабельной авиации.
Отсутствие опыта применения авианесущих кораблей отчасти проявлялось в том, что оперативно-тактические требования к их проектированию, сформулированные Главным штабом ВМФ оказались довольно расплывчатыми, и это не лучшим образом повлияло на точку зрения И.В.Сталина относительно места авианосцев в перспективном составе ВМФ.
Советский лидер исходил из того, что флот - это сильнейший аргумент в глобальной внешней политике, но в то же время справедливо полагал, что в обозримом будущем не может быть и речи о заокеанской экспансии. "Воевать будем не у берегов Америки,” - говорил вождь, когда руководство ВМФ пыталось доказать ему необходимость усиления средств противовоздушной обороны корабельных соединений и зенитного вооружения кораблей основных классов.
Хотя опыт войны показал, что золотой век бронированных гигантов моря уже в прошлом, без авианосцев эскадры линкоров и крейсеров гибнут раньше, чем успеют вступить в артиллерийский бой с главными силами противника, руководителям ВМФ вопрос об авианесущих кораблях пришлось отложить до лучших времен. Кроме того, реальное состояние судостроительной отрасли, серьезно пострадавшей в годы войны, в течении первых трех послевоенных лет позволяло лишь ограничиться достройкой тех кораблей, которые ждали своего часа у заводских стенок и на стапелях.
Ввод в строй надводных кораблей предполагалось организовать таким образом, чтобы сразу формировать из них полноценные эскадры, которые в соответствии с оперативно-тактическими взглядами тех лет должны были составлять ядро маневренных соединений ВМФ, представлявших собой основную форму построения разнородных сил флота для действий в море. Разработчиков не смутило то, что на фоне морских сражений периода Второй мировой войны теоретические концепции, рожденные во второй половине 30-х годов, выглядели анахронизмом.
Тактико-технические характеристики кораблей, намечавшихся к постройке, отчасти учитывали предварительные проработки, выполненные учеными Военно-морской академии, Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) № 45 и работниками конструкторских бюро. Однако полных комплектов новой проектной документации еще не было. Обсуждение 10-летнего плана состоялось 5 сентября 1945 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) с участием И.В.Сталина, представителей ВМФ и Наркома судостроительной промышленности.
Н.Г.Кузнецов вспоминал: "Споры в процессе обсуждения касались авианосцев, на которых я настаивал и которые к постройке не принимались. По крейсерам больших разногласий не было. Что касается подводных лодок, то много говорили об их новых типах, которые нам уже были известны”. (Н.Г.Кузнецов. Накануне. М. 1989.С.296).
Заявленные требования к новой кораблестроительной программе были встречены возражениями со стороны судостроительной промышленности. Ее руководитель И.И.Носенко утверждал, что для реализации программы необходимо восстановление предприятий, разрушенных войной, ввод в строй новых заводов и создание новых конструкторских бюро. Он настаивал на крупносерийном строительстве боевых кораблей по улучшенным довоенным проектам. Начало строительства кораблей новых проектов, особенно тяжелых, И.И.Носенко предлагал отложить на 50-е годы.
Руководитель судпрома был по-своему прав, поэтому И.В.Сталин встал на его сторону, упрекнув Н.Г.Кузнецова в нежелании "прислушаться к промышленности”, он потребовал ограничиться "обычными кораблями”. Фактически предлагалось в сокращенном варианте вновь запустить остановленную войной программу 3-й пятилетки. 25 ноября 1945 года 10-летний план развития ВМФ был принят.
Борьба вокруг проекта 10-летней программы высветила не только субъективизм сталинского стиля руководства, но обозначила и главные проблемы теории военно-морского искусства, возникшие в первые послевоенные годы.
Оппозиция авианосцам существовала и в самом военно-морском ведомстве. Стойким противником авианосцев был адмирал И.С.Исаков, не изменивший своей позиции поэтому вопросу до конца жизни. Неявным образом против выхода ВМФ в океан выступал ведущий теоретик ВМФ в области тактики флота вице-адмирал С.П.Ставицкий. Разработанный под его руководством новый Боевой устав принципиально не отмечался от БУМС-37.
Попытка творческого освоения опыта зарубежных флотов, предпринятая группой теоретиков во главе с И.Д.Елисеевым, породила карикатурное подобие "дискуссии о малой войне на море”, в ходе которой на адмирала обрушились с огульными обвинениями в приверженности "реакционной теории владения морем” подрастающие ученые поздней сталинской школы, оказавшиеся в отличие от своих предшественников, "молодых" теоретиков конца 20-х годов, самыми заурядными конформистами. Характерно, что наиболее известные ученые ВМФ эту дискуссию проигнорировали.
Продолжались исследования опыта войны на море. Значительным вкладом в развитие взглядов на строительство и применение ВМФ стали "Боевой устав ВМФ” 1945 г. (БУ-45), "Наставление по ведению морских операций” 1951 г. (НМО-51), "Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. на морских театрах”, сборники материалов и информационные бюллетени по опыту применения сил флотов в годы войны, труды Я.Т.Салагина, А.А.Сагояна и др. изданные по планам и под руководством Главного штаба ВМФ в 1945-1951 гг.
При всех недостатках, присущих теоретической деятельности ученых и опытных офицеров Главного штаба, в первые послевоенные годы, именно тогда были заложены основы концепции океанского флота, ставшего реальностью два десятилетия спустя.
Ее общие контуры определились в 1946 году, причем особое значение придавалось сбалансированности сил флота, соответствию их боевого и численного состава, а также организационно-штатной структуры общим стратегическим задачам, стоящим перед Вооруженными силами и ВМФ в целом, оперативно-стратегическим задачам группировок сил на основных морских театрах.
К сожалению, эта концепция в своем первоначальном виде не учитывала реальных экономических возможностей нашей страны и приоритета задач по восстановлению народного хозяйства, разрушенного в ходе войны, основываясь лишь на объективных факторах и тенденций развития военно-политической обстановки в мире.
Уточнение системы официальных взглядов на строительство и применение ВМФ в современной войне в деятельности Главного штаба, Военно-морской академии и других центральных учреждений было приоритетным всегда. Роль генератора идей играли оперативное управление и созданный 18 декабря 1945 г. Научно-технический совет (НТС) под председательством Наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова в составе: адмирала флота И.С.Исакова, адмирала Л.М.Галлера, маршала авиации С.Ф.Жаворонкова и адмирала Е.Г.Кучерова.
Вместе с тем, во многом это стало результатом плодотворной работы отдела по использованию опыта войны, который в эти годы стал ведущим органом Главного штаба по координации исследований в области теории военно-морского искусства.
С 10 февраля 1948 г. по 20 июля 1951 г. Н.Г.Кузнецов командовал Тихоокеанским флотом.
Заступив на должность Военно-морского министра СССР Н.Г.Кузнецов заслушал руководство Морского Генерального штаба о реализации 10-летнего плана кораблестроения и был сделан вывод о несоответствии его новым требованиями ходом послевоенного развития.
1 сентября 1951 года новый министр направил в Правительство доклад с обоснованием срочной корректуры плана кораблестроения. В частности, об объединении усилий всех ведомств в целях "применения ядерной энергии для движения" (ЦВМА, ф. 14, оп. 2, д. 8, л. 16). Позднее стало известно, что эту идею с сентября 1952 г. стало реализовывать в жизнь Министерство среднего машиностроения (флот подключили к проекту создания первых атомных подводных лодок уже на этапе формирования экипажей в 1954 году). Обращение к И.В.Сталину о неотложной необходимости включения в планы кораблестроения авианосцев противовоздушной обороны, направленное в его адрес 10 мая 1952 года, ничего, кроме неприятностей, не принесло.
Сразу же после смерти И.В.Сталина, состоялось решение об объединении Военного и Военно-морского министерств. Начал создаваться фундамент строительства ракетно-ядерного океанского флота. В связи с ростом подводных сил при заместителе Главкома ВМФ было создано Управление подводного плавания. Основной проблемой для Главнокомандующего ВМФ оставалась подготовка правительственных решений по вопросам строительства флота, их научное обоснование совместно с морским научно-техническим комитетом и в октябре 1955 года Н.С.Хрущев вместе с министром обороны Г.К.Жуковым провели на Черноморском флоте двухдневное совещание высшего руководящего состава флота, на котором обсуждались текущее состояние и взгляды на перспективы развития ВМФ.
Общее мнение сводилось к тому, что флот стране нужен мощный, с перспективой выхода в океан, а главными родами сил должны стать подводные лодки и морская авиация, вооруженные ракетами. Дебаты разгорелись по вопросу о будущем надводных кораблей, прежде всего крупных. Некоторые адмиралы и офицеры категорически высказывались против продолжения строительства крейсеров, утверждая, что надводные корабли нужны лишь для обеспечения боевой деятельности подводных лодок. Очевидно эти высказывания Н .С.Хрущев хорошо запомнил.
Вскоре после поездки Г.К.Жукова по флотам, состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, под руководством Н.С.Хрущева, на которое был приглашен только что назначенный на должность Главнокомандующего ВМФ С.Г.Горшков.
На нем рассматривались перспективы развития видов Вооруженных Сил. Перед Военно-Морским Флотом была поставлена задача представить предложения об основных направлениях строительства и развития Военно-Морского Флота, обсудить этот вопрос с командным составом, учеными, опытными военачальниками, а потом обобщить их предложения и вынести на представительное совещание.
В стране рождалась новая военная доктрина, адекватная началу эры глобального ракетно-ядерного противостояния. В этих условиях ведущим теоретикам ВМФ пришлось немало потрудиться над обоснованием общих стратегических задач ВМФ, учитывающих растущую ядерную угрозу с морских направлений и повышение роли сил флота в борьбе с ударными группировками военно-морских сил ведущих морских стран.
В результате научных исследований, горячих дискуссий и деловых обсуждений, удалось выработать новую концепцию развития флота на ближайшие 10-15 лет, из которой вытекало, что соревноваться с ведущими морскими державами в строительстве авианосцев и других крупных кораблей наша страна пока не в состоянии.
На превосходство НАТО в Мировом океане предлагалось дать эффективный "асимметричный" ответ, сосредоточив усилия на развертывании группировок атомных подводных лодок (ракетных и многоцелевых) и развитии морской ракетоносной авиации. Одновременно для обеспечения развертывания в океане подводных лодок предлагалось продолжить строительство эсминцев, надводных кораблей морской зоны: тральщиков, сторожевых кораблей, торпедных и ракетных катеров.
Заслуги Николая Герасимовича Кузнецова в особом авторитете, который он приобрел накануне и в годы войны. За два предвоенных года, находясь на посту Наркома ВМФ он внес значительный вклад в развитие Военно-Морского флота, повышение его боевой готовности. Он много сделал по реализации кораблестроительной программы, наращиванию боевой мощи надводных кораблей и подводных лодок, морской авиации и береговой обороны, созданию новых средств вооруженной борьбы, расширению систем базирования и управления, а также по повышению качества оперативной и боевой подготовки сил флота.
Тогда же отчетливо проявилась отличительная черта стиля работы Николая Герасимовича как военачальника: по мере возрастания военной опасности его деятельность становилась более активной, целеустремленной и самостоятельной. Если обстановка не терпела промедления, он не боялся пойти на риск, самостоятельно принять решение по важным оперативным вопросам и при этом всю полноту ответственности взять на себя.
Большой заслугой Николая Герасимовича является введение в действие в 1939 году трехстепенной системы оперативных готовностей сил ВМФ. Она позволяла в короткий срок, за несколько часов, подготовить все части и соединения ВМФ, органы управления к отражению внезапного удара врага и развертыванию сил в море для ведения боевых действий по планам первых операций.
Базой творческих поисков нового в военно-морском деле служили тесные связи и опора на научные организации, а также на исторический опыт.
В инициативных и решительных действиях Наркома ВМФ в последние мирные часы в полную силу проявилась его зрелость как военачальника, сумевшего правильно оценить сложившуюся военно-политическую обстановку и незамедлительно принять меры по отражению внезапных первых ударов агрессора.
Деятельность Н.Г.Кузнецова как Наркома ВМФ в годы войны была весьма разнообразной. Она охватывала широкий круг оперативно-стратегических и административных вопросов. Он прилагал много усилий, чтобы придать руководству боевыми действиями четкую и всеми однозначно понимаемую форму.
Организаторская и координирующая деятельность Н.Г.Кузнецова не ограничивалась лишь выдачей рекомендаций фронтам и флотам. За время войны он выезжал на флоты и в штабы фронтов, в том числе и при подготовке и проведении операций войсками приморских фронтов и силами флотов (оборона Ленинграда в 1941 году, Новороссийская и Керченско-Эльтигенская десантные операции в 1943 году, Выборгская, Петсамо-Киркинесская наступательные операции в 1944 году, в ходе войны с Японией в 1945 году).
Развитие военно-морского искусства Н.Г.Кузнецов ориентировал на маневренные методы применения разнородных сил в операциях при их тесном тактическом и оперативном взаимодействии главного удара и достижение его внезапности, на всестороннее обеспечение боевых действий и четкую организацию их, а также на создание централизованной системы командования в операциях с рациональным распределением функций между элементами органов управления.
После войны много сил и энергии Николай Герасимович отдал восстановлению и дальнейшему развитию Военно-Морского Флота. Наращивание его боевой мощи он видел в строительстве сбалансированного по составу флота, во внедрении новых систем морских вооружений на базе последних достижений и перспективных фундаментальных и прикладных исследований: крылатых и баллистических ракет, вычислительной техники, радиоэлектроники и автоматики, атомной энергетики.
Н.Г.Кузнецова до увольнения в отставку довелось увидеть первые плоды научно-технической революции в Военно-Морском Флоте, у истоков которой он стоял. Его организаторский и творческий вклад навечно сохранится в истории отечественного флота.

Категория: Тексты выступлений | Добавил: glavkom (31.01.2014)
Просмотров: 752 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа