Суббота, 19.08.2017, 06:26 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | ВыходПриветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

"Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды в совсем юные годы и никогда не жалел об этом."

 English

Хронология 1904-1935

1904 г. 
24 (11) июля - родился Н.Г.Кузнецов в дер. Медведки Котласского района Архангельской обл. В книге церковного прихода за 1904 г. записано: "В деревне Медведки сего прихода и волости у казенного крестьянина Герасима Федоровича Кузнецова и законной жены его Анны Ивановны, оба православные, родился сын Николай 11 июля 1904 г.” 

С 1912 по 1915 гг. - учился в церковно-приходской школе. Окончил три класса. 

1915 г.
июль - умер отец. "Никогда не забуду: "Иди домой”, - сказала моя соседка, и я почему-то сразу понял, что случилось что-то непоправимое. "Умер то не вовремя, в самую страдную пору”, - слышал я, когда мы двигались к деревне Выставка, где церковь Троицы. С горы спускалось кладбище, на нем в зеленом холмике давно уж он лежит”. (Кузнецов Н.Г. Накануне. М., 1990. С. 9).

1916 г.
лето - мать отдала 12-летнего сына "в люди” в чайную купца Попова в Котласе, откуда его вскоре забрал дядя Павел Федорович Кузнецов и увез к себе в Архангельск помогать по хозяйству и учиться. Год учился вместе с сыном дяди в школе. 

1917 г.
лето - уехал в деревню помогать матери по хозяйству. 
С осени 1917 по 1918 г. - поступил (по совету товарища и с согласия дяди) на службу рассыльным в Управление работ по улучшению Архангельского порта. "По моему росту мне всегда давали на 2-3 года больше, поэтому меня приняли на работу без больших расспросов, убедившись, что я отлично знаю город, а, стало быть, в состоянии выполнять работу рассыльного” (Кузнецов Н. Г. Накануне.  С.10)

1918г.
июнь - уехал в деревню помогать матери по хозяйству.
осень - поступил работать на деревенскую мельницу, так как в Архангельск вернуться не удалось в связи с высадкой там в июле интервентов, создавших свою военную флотилию и устремившихся к Котласу. 

1919г. 
осень - мать отвезла Николая в Котлас к брату, бывшему кронштадскому матросу, а теперь осмотрщику вагонов на  железной дороге Дмитрию Ивановичу Пьянкову. Дядя обещал пристроить парня в депо, сказал "жди” и уехал в рейс. Николай познакомился на пристани с военным моряком, посоветовавшим ему идти во флотилию. "Не забудь взять справку о годе рождения, тебе, видно, лет 17. Вот тогда я и прибавил себе два года, упросив в сельсовете написать справку с 1902 годом рождения” (Кузнецов Н. Г. Накануне. С.11). 
13 октября - поступил на военную службу в Северодвинскую флотилию, готовый немедленно идти в бой. "Но начальник усадил меня, как более грамотного, перестукивать на грохочущем "Ундервуде” секретные и совершенно секретные донесения с фронта. Только к концу года я выпросился на канонерскую лодку в боевой экипаж” (Кузнецов Н. Г. Накануне. С. 11). 
конец года - зачислен краснофлотцем. В составе флотилии участвовал в гражданской войне. 

1920 г. 
21 февраля - освобожден Архангельск. Северодвинскую флотилию расформировали. Николая в числе молодых матросов оставили продолжать службу сначала в Мурманске, затем в Архангельске. Прошел шестимесячную строевую подготовку. 
осень - переведен в Петроград и зачислен в Центральный флотский экипаж. 
с 06.12.20 по 20.05.22 - учился в подготовительной школе при училище. Чтобы убедить приемную комиссию в искреннем  желании учиться  морскому делу, приписывает на заявлении: "Обязуюсь прослужить на флоте сверх обязательного срока, за каждый месяц обучения в школе - полтора месяца. Желаю  изучить английский язык”.
 
1921 г. - вступил в комсомол.

1922 г.
с 20 сентября - переведен в Военно-морское училище. Курсант. "Итак, моя мечта - навсегда связать свою судьбу с флотом - обрела реальность. Желтое здание бывшего Морского корпуса стало моим домом...” (Кузнецов Н Г Накануне. М., (966. С. 12). 
(В 1922 году училище командного состава флота было переименовано в Военно-морское училище. В 1926 году ему было присвоено имя М.В.Фрунзе. В 1936 году оно стало Краснознаменным, награждено почетным революционным Красным Знаменем ЦИК СССР. В 1939 году переведено в разряд высших учебных заведений). 
с 15 августа по 12 сентября - в практическом плавании на крейсере "Аврора”. 

1924 г. 
январь - в числе подразделения моряков-курсантов, входивших в питерскую делегацию, участвовал в похоронах В.И.Ленина. Возвратясь в училище, подал заявление о вступлении в ряды ВКП(б). Принят кандидатом в члены ВКП(б).
со 2 нюня но 1 сентября - во втором практическом плавании на крейсере "Аврора” вокруг Скандинавии с заходами в порты Швеции и Норвегии: Гётенберг, Берген, Трондгейм и более длительными стоянками в наших портах Мурманске и Архангельске. 
1 октября - временно допущен к исполнению обязанностей командира отделения. Из учебной характеристики того времени: "Развитие выше среднего. Курс усваивает легко. Решителен, выдержан... Говорит коротко, толково, командирским языком. Связно, сжато и грамотно излагает мысль письменно... Был перегиб: изучал два языка в ущерб остальному, теперь поправился... Трайнин”. 

1925 г. - принят в члены ВКП(б).
С 16 мая по июнь - в практическом плавании на канонерской лодке "Красное Знамя”. 
с 22 нюня по 6 сентября - на практических занятиях в Петергофской морской базе. 
14 октября - назначен командиром 1-го отделения 1-го взвода роты "А” первого курса нового набора. 
31 октября - скончался нарком по Военным и Морским делам М.В.Фрунзе. Послан в Москву вместе с курсантами роты в составе ленинградской делегации на похороны М.В.Фрунзе. Наркомом назначен К.Е.Ворошилов. 

1926 г. 
с 20 мая по 25 сентября - в практическом плавании на линкоре "Парижская Коммуна”. Из аттестации на корабельного курсанта Н.Кузнецова: "Очень способный, общее развитие хорошее. Выдержан. Спокоен. Инициативен. Здоров. Выправка хорошая. Специальная подготовка отличная. Политическая подготовка хорошая. Будет хорошим артиллеристом”. 
5 октября - закончил ВМУ им. М.Ф.Фрунзе с отличием и с правом выбора флота. Приказом по РККФ № 5/6 удостоен звания командира РККФ с зачислением в средний строевой командный состав ВМС РККА. От запроса начальника штаба Морских Сил Балтфлота Л.М.Галлера служить при штабе МС Балтфлота (пр. по РККФ № 579) отказался. Изъявил желание служить на Черном море, на крейсере "Червона Украина”. "Итак, я изменил Балтике с ее линкорами и, избрал Черное море и крейсер "Червона Украина” ("Адмирал Нахимов”), строительство которого началось еще перед революцией и закончилось только в 20-х годах” (Кузнецов Н. Г. Накануне. С. 29). 
12 октября - приказом по РККФ № 579 назначен в Морские Силы Черного моря (МСЧМ) и направлен в распоряжение начальника штаба МСЧМ. 
27 октября - приказом по РККФ № 427 Наморси (начальника морских сил) назначен вахтенным начальником крейсера "Червона Украина”. Кроме основной должности, ему вменены обязанности командира первого плутонга (батареи) и командира строевой роты, исполнял обязанности по август 1927 г. 
октябрь - выехал в г. Николаев, где на судостроительном заводе находился крейсер. "Спустя полгода на флагштоке "Червоны Украины” взвился Военно-морской флаг - наш корабль стал военным кораблем. Постоянно на наших глазах и при нашем участии новый крейсер становился более слаженным организмом. Начались учебные стрельбы из пушек и торпедами. Мы совершали длительные плавания. Два года спустя "Червону Украину” можно было уже считать боевым кораблем... На "Червонной Украине” я понял, что подготовка хороших опытных командиров - сложный, длительный процесс. Чем стремительнее развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику”. 

1927г. 
с августа по 1 октября 1929 г. - приказом № 19 Наморси Черного моря назначен старшим вахтенным начальником крейсера. В очередной аттестации появилась запись: "Заслуживает продвижения во внеочередном порядке”. 
12 сентября - поход в Сочи с командующим флотом В. М. Орловым и членом военного совета Г. С. Окуневым. "Вышли мы в ночь на 12 сентября. Не успели скрыться маяки Южного берега Крыма, и Ялта еще находилась в траверзе крейсера, как нас сильно тряхнуло, корабль будто выскочил на камни или ударился о какой-то тяжелый предмет. "Стоп машины!” Что случилось? Ответа никто не мог дать. Вскоре пришло известие: в Крыму землетрясение. На следующий день корабль отдал якорь на открытом сочинском рейде. На корабль прибыл начальник Морских Сил Р. А. Муклевич, и "Червона Украина” взяла курс на Крым”. (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 41). 

1928 г. 
с 27 мая по 3 июня - поход в Стамбул. "Нам предстояло встретить и эскортировать яхту "Измир”, на которой из Стамбула возвращался падишах Афганистана Аманулла-хан, посетивший нашу страну и Турцию. "...3 июня готовились выйти из Стамбула... Возник пожар у котла... Долгое время пожар у действующего котла служил темой для тренировок и внезапных учений, которые устраивали на корабле” (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 38). 

1929г. 
26 июля - поход в Сочи. На борту крейсера в сопровождении командующего Черноморским флотом В. М. Орлова и члена военного совета Г. С. Окунева - Сталин и Орджоникидзе с дочерью. 
с 1 октября 1929 г. по 4 мая 1932 г. - учился в военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова. "В военно-морской академии мы получили солидное оперативно-тактическое образование, основательно изучили многие проблемы будущей войны на море. Именно в стенах академии нам привили правильные взгляды на роль флота в обороне нашей Родины. Исходя из единой для всех Вооруженных Сил стратегии, мы ясно стали видеть место флота как одного из видов Вооруженных Сил” (Кузнецов Н. Г. Накануне. С. 48, 55). 
- за время учебы в академии изучил немецкий и французский языки. 

1931 г. - использует очередной отпуск в плавании на торгово-пассажирском судне в Кильскую бухту, Гамбург, Гулль, Лондон. 

1932 г. 
4 мая - закончил академию с отличием и с правом выбора моря. Награжден Наморси РККА пистолетом системы Коровина с надписью: "Командиру-ударнику Николаю Герасимовичу Кузнецову за успешное окончание академии”. 
с 5 мая 1932 г. по 3 ноября 1933 г. - старший помощник крейсера "Красный .Кавказ” на Черном море (приказ РВС СССР № 365). "Крейсер "Красный Кавказ” - совершенно новый, проходящий испытания. На нем было установлено качественно новое все - от корабельной радиотрансляции до артиллерии...” (Королев В. Герои великого океана. Владивосток, 1967, С. 286). 
кампания 1932 г. - служба на крейсере. По итогам кампании в аттестации записано: "Проявляет любовь и заботу к крейсеру. В походной обстановке вынослив... Оставить в должности ст. помощника ввиду короткого практического стажа для накопления опыта, после чего может быть повышен в категории... Должности вполне соответствует. - Ралль, Лаухин, Душенов, Гугин”. 
К обязательным качествам старпома Н.Г.Кузнецов относил: умение не терять равновесия, быть строгим, сочетать строгость с поощрительными мерами, не унывать, когда не клеится дело, - бодрость духа и хорошее настроение должны чувствоваться во всех распоряжениях старпома. У старпома должны быть крепкие нервы. 
Командир крейсера "Красный Кавказ” А.М.Гущин вспоминал: "...Установленный порядок на корабле долгие годы сохранялся. Старпомовская закалка помогала мне в боевых условиях... Даже после войны на крейсере я наблюдал, как установившиеся традиции еще жили на нем, передавались от одного состава команды к другому”. 
- год потребовался старпому, чтобы команда крейсера превратилась в дружный сплоченный боевой коллектив, способный четко действовать в любых сложных ситуациях. В 1933 г. крейсер вошел в состав боевого ядра Черноморского флота. Штаб флота при его проверке установил, что организация службы на крейсере отработана значительно лучше, чем на других кораблях, учитывая при этом особую заслугу старшего помощника командира крейсера. 

1933г. 
15 марта - присвоено звание капитана 2-го ранга в соответствии с приказом № 001168 наркома обороны о новых званиях командного состава. 
кампания 1933 г. - совершает длительные походы в Турцию, Грецию, Италию. Из аттестации 1933 г.: "Заслуживает продвижения по службе во внеочередном порядке. - Командир крейсера "Красный Кавказ” Н. Ф. Заяц. 23.11.33”.
осень 1933 г. - осенние флотские учения.
с ноября 1933 г. по 15.08.36 г. - командир крейсера "Червона Украина”. Назначен приказом № 08 РВС СССР. 
с осени 1933 г. по осень 1934 г. - под руководством и при деятельном участии командира крейсера разработана система боевой готовности одиночного корабля, принятая позже на всех флотах СССР; отработан метод экстренного прогревания турбин, принятый на всех флотах, позволивший готовить турбины вместо 4 часов за 15-20 минут; отработаны стрельбы главного калибра на самых больших скоростях хода крейсера и на предельной дальности обнаружения цели. На крейсере начато движение "Борьба за первый залп”. Чисто артиллерийское понятие "первый залп” превратилось в общефлотское, стратегическое, позволившее значительно повысить боеготовность соединений ВМФ и распространившееся на все флоты СССР; впервые артиллеристы стали использовать самолет для корректировки невидимой цели. "На флоте многие заговорили о методах организации боевой подготовки "по системе Кузнецова”, - писала газета "Красный флот”, - только сам командир утверждал, что он ничего нового не создал”. 

1934 г. 
осень - награжден орденом "Знак Почета” за успешные летние учения крейсера "Червона Украина”. 

1935 г. 
- вывел крейсер на первое место в Морских Силах СССР.
сентябрь - награжден легковой автомашиной ГАЗ-А С.Г.Орджоникидзе, совершившим поход на крейсере. 
ноябрь - командующий флотом И.К.Кожанов подверг крейсер всесторонней проверке, приказал обеспечить экстренный прогрев турбин, выход в море по тревоге, проверил организацию службы на общекорабельном учении, имитируя бой с противником и получение "тяжелых повреждений”, с которыми предстояло бороться личному составу. Команде пришлось отражать атаки самолетов, ликвидировать последствия "попадания торпеды в правый борт”, бороться с пожаром в носовом отсеке, провести боевые стрельбы по щиту и конусу, буксируемому самолетом. 
- по окончании учений получил личную благодарность командующего, объявленную также и всей команде. 
7 ноября - газета "Красная звезда” публикует статью командующего Черноморским флотом И.К.Кожанова "Капитан 1-го ранга” о Н.Г.Кузнецове, в которой называет его "самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира”. 
ноябрь - присвоено звание капитана 1-го ранга приказом НКО № 3090. 
23 декабря - награжден орденом Красной Звезды (№ 727) постановлением ЦИК СССР "За выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев” (за первое место по всем видам боевой подготовки крейсера "Червона Украина”). Орден вручен в Кремле 17 февраля. 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0